На главную страницу Гостевая книга Карта сайта

Программам субсидирования кредитов полгода

-----------------------

Метки:

Интересно:

С момента запуска госпрограмм автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке прошло полгода. Однако говорить о том, что программы, на которые возлагались большие надежды, смогли существенно повлиять на рынок, не приходится. Каковы предварительные итоги реализации этих программ и стоит ли их продлевать на 2016 год?

Поддержать ключевые отрасли.

Весной 2015 года в РФ запустили несколько программ по поддержке кредитования. Эти программы являлись антикризисными мерами. Ключевыми из них являются программа субсидирования ипотечной ставки и льготная программа автокредитования.

Госпрограмма субсидирования ипотечного кредитования заработала с 1 марта 2015 года и пока действует до 1 марта 2016. В рамках программы банки могут выдавать ипотеку на первичном рынке по ставкам не выше, чем ключевая (сейчас – 11%), плюс 3,5 процентного пункта. Средства, которые недополучают банки, предоставляя льготы заемщикам, им возвращает государство. На реализацию программы в федеральном бюджете этого года было выделено 20 млрд. рублей. Предполагалось, что общий объем ипотечных кредитов должен составить не более 400 млрд. рублей, однако в июле лимит был увеличен до 700 млрд. рублей.

По условия программы субсидируются кредиты на приобретение жилья в столицах размером не более 8 млн. руб., в других регионах – не более 3 млн. Минимальный первоначальный взнос – не менее 20% от стоимости жилья, срок – до 30 лет. Кредитные организации, участвующие в программе должны делать заявки на сумму не менее 300 млн. руб. (100 кредитов) в месяц.

Программа льготного автокредитования запущена 1 апреля и будет действовать до конца 2015 года. Государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ. Действие программы распространяется на новые легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн. руб. Кредиты выдаются на срок до трех лет. Объем средств, выделенных на программу, составит 1,5 млрд. руб. В Минпромторге считают, что благодаря программе будет продано до 200 тыс. машин. На начало августа по госпрограмме было продано 103,5 тыс. автомобилей, что составляет 11% общего объема продаж за 7 месяцев 2015 года.

От краха спасли, рост не обеспечили.

Льготные госпрограммы помогли избежать резкого падения рынков автокредита и ипотеки, подобного наблюдавшемуся в кризис 2008-09 гг.

Госпрограмма поддержки ипотечного кредитования востребована клиентами, и застройщики оценивают ее положительно, утверждает директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка Наталья Коняхина. По ее мнению, восстановление спроса на новостройки началось в марте, когда была запущена программа.

По данным RAEX, несмотря на то, что программа действует лишь с марта и распространяется только на приобретение жилья в новостройках, доля льготной ипотеки в выдаче некоторых крупнейших ипотечных банков по итогам первого полугодия 2015 года составила около 15—30%, а у отдельных банков из топ-20 достигала 60—80%. На текущий момент государственная программа субсидирования ставки обеспечивает 50% выдач на рынке ипотеки, что предотвратило резкое сжатие рынка на фоне общего экономического кризиса.

Впрочем, поддержать рынок на уровне – это одна задача. А вот обеспечить рост – совершенно иная. А роста на ипотечном рынке нет. На 1 августа 2015 года банки выдали ипотечных кредитов на сумму около 534,7 млрд. руб., что на 42,34% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 1 августа 2014 г. было выдано 927,23 млрд. руб.). В количественном выражении рынок также просел. По данным агентства, если на 1 августа 2014 года было выдано 538 тыс. 534 ипотечных кредита, то в 2015-м — не более 338 569 кредитов.

Аналогичен эффект от госпрограммы по льготному автокредитованию. Как рассказал вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов, за семь месяцев компания выдала автокредитов на сумму 1,39 млрд рублей. За аналогичный период 2014 года сумма кредитов составила 3,54 млрд рублей. В первой половине 2015 года рынок потерял 36% продаж. Кредитная доля продаж автомобилей в I квартале не превышала 20% по рынку, указывает Михайлов. «Госпрограмма смогла сократить падение рынка. После ее запуска доля приобретения автомобилей в кредит вернулась к докризисному показателю в 40%», – комментирует вице-президент «Европлана».

По словам директора департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Белова, с момента запуска госпрограммы в ее рамках в компании было реализовано порядка 45% автомобилей, что помогло увеличить продажи во II квартале 2015 года в сравнении с I кварталом на 23%. Доля авто, проданных в кредит во II квартале 2015 года, составила 44% по сравнению с 43% за аналогичный период прошлого года.

Вместе с тем программа не удержала рынок автокредитования от значительного провала – за семь месяцев объем выданных кредитов оказался примерно на 40% ниже прошлогодних результатов.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за семь месяцев 2015 года в РФ реализовано 913 тыс. новых авто, что на 35,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, а портфель автокредитов на 1 июля 2015 года сократился на 14% к аналогичной дате прошлого года.

Продолжать или заканчивать?

Чем ближе конец заявленных сроков действия госпрограмм по автокредитованию и субсидированию ипотечной ставки, тем актуальнее становится вопрос об их продлении на весь 2016 год и дольше. В понедельник, 7 сентября, министр строительства и ЖКХ РФ М. Мень заявил журналистам, что субсидирование государством ипотечной ставки в 2016 году может не понадобиться в случае, если ключевая ставка ЦБ будет и дальше снижаться.

В RAEX соглашаются с его позицией. «Если исходить из неухудшения текущей макроэкономической и геополитической ситуации, мы ожидаем, что к концу года ключевая ставка Банка России закрепится на уровне 10,5-11%, средняя ставка по ипотечным кредитам опустится до уровня 12,5-13%, а в 2016 году сможет понизиться даже до 12%. Такие условия достаточно комфортны для того, чтобы в 2016 году ипотечный рынок начал рост, и в такой ситуации действительно государственные меры по стимулированию рынка ипотечного кредитования не потребуются», – полагает аналитик RAEX Максим Истомин.

Впрочем, ряд экспертов уверяют, что без госпрограмм поддержки рынок кредитования покажет гораздо худшие показатели. Главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин считает, что продление программ льготного автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке в 2016 году целесообразно.

Льготные ипотечные программы и программы автокредитования направлены на поддержание данных рынков, но это не конечная цель. Основная цель – поддержать российский автопром и застройщиков, так как данные отрасли являются стратегическими для государства и требуют поддержки в период кризиса.

Что касается вопроса поддержки других видов кредитования, по мнению экспертов, реализовать аналогичные госпрограммы в других отраслях тоже было бы целесообразно. «Поддержка рынков через льготные программы кредитования, безусловно, полезнее прямых вливаний финансовых ресурсов в ту или иную отрасль. Активизация внутреннего спроса через субсидирование ставок может помочь авторынку, рынку сельхозпроизводителей и, главное, малому бизнесу», – рассуждает Андрей Коптелов из «Синергии». Однако на практике другие виды кредитования для государства не являются приоритетными.

Предыдущее: Стоимость необеспеченных кредитов не меняется.  Следующее: Банкротство с проблемами

 

Метки статьи: банковский кредит ; ипотека ; Кредиты на авто ;


    Оставьте свой комментарий!

Имя / Псевдоним : E-mail :
Ваш Комментарий (Тэги запрещены.) :
 
Поделитесь ссылкой:

Главная | Карта | Ломбард | Новое в RSS |-- |

Реконструировано админом 2012.